Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "РОЛЬ ВНЕСЦЕНИЧЕСКИХ ПЕРСОНАЖЕЙ В КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА""
Страница: 1 [ 2 ] 3, раболепствуют, завоевывая их благосклонность. Дух угодничества и лицемерия пронизывает все фамусовское общество. Все внесценические персонажи в комедии нужны для того, чтобы подчеркнуть характеры главных действующих лиц, раскрыть их мировоззрение. Восхищение Фамусова ничтожными людьми подчеркивает его ограниченный кругозор. Отсюда можно сделать вывод, что он добился положения в обществе и стал влиятельным "тузом", видимо, благодаря выгодной женитьбе и умению использовать все средства для достижения карьеры. Когда он упрекает Софью, что она похожа на мать тем, что "чуть из постели прыг" - уже с молодыми людьми, то можно не сомневаться - он женился по расчету. Чванливый по отношению к тем, кто ниже него стоит по положению в обществе. Фамусов откровенно заискивает и ищет расположения тупого Скалозуба, который "не нынче - завтра генерал". Чацкий с насмешкой говорит о родне Фамусова: А тот -чахоточный, родня вам - книгам враг, В Ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился. Этот персонаж, выведенный в комедии, подчеркивает общественно- политическую обстановку в России, раскрывает атмосферу, царящую в обществе. Все боятся образованных людей, типа Чацкого, потому что понимают, что недалеко то время, когда их сметет как не нужный хлам новая сила, то есть образованный слой передовых дворян. Они боятся перемен в жизни потому, что без крепостных крестьян сами они ничего в жизни не умеют, ни знаний, ни ума, ни способностей у них нет. Ярые крепостники готовы кого угодно объявить сумасшедшим, лишь бы держаться за свои пpивилeгии. Комедия очень актуальна и сейчас. Недаром Пушкин говорил, что цель комедии - это "изображение характеров и нравов". Безнравственность фамусовского общества и безнравственность тех идеалов "века минувшего", которым они поклоняются, напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы, поэтому современные Молчалины и Чацкие находятся в вечном противоборстве: Служение лицам, а не делу, "дома новы, а предрассудки стары", способность ради карьеры "отважно жертвовать затылком", беззастенчивость, с которой "торопятся попасть в полки шутов", - все это делает комедию Грибоедова бессмертной. Чацкий одной фразой дает меткую характеристику фамусовскому обществу: Смешные, бритые, седые подбородки, Как волосы, так и умы коротки! Таковы внесценические персонажи из лагеря Фамусова. Старуха Хлестова говорит: "И впрямь, с ума сойдешь от этих школ, гимназий". Ей вторит Скалозуб, что вышел проект о том, что скоро-будут учить "по-настоящему: "раз, два, а книги сохранят так, для больших оказий". Он сожалеет о своем брате: "Чин следовал ему - он службу вдруг оставил. В деревне книги стал читать". Казалось бы, он должен радоваться, что его брат умнее, дальновиднее, будущее за поколением Чацкого, но ничего, кроме раздражения. Скалозуб не чувствует. Фамусов заявляет: "А чтобы зло пресечь, забрать все книги бы да сжечь!" Недаром декабристы взяли комедию для пропаганды своих политических идей.
Страница: 1 [ 2 ] 3