Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума""
Страница: 1 [ 2 ]ением и общественного конфликта, который угадывается в сатирических реп-ликах Чацкого о московских нравах (уже в 7-м явлении Софья замечает: «Гоненье на Москву. Что значит видеть
свет!»). Завязка общественного конфликта и усложне-ние личной линии относится ко 2-му явлению второго действия, в котором Чацкий сватается, получает отказ из-за своего несовместимого с устоями фамусовского общества образа жизни, происходит прямое столкнове-ние с Фамусовым по вопросу о нравах (монолог Фаму-сова «Вот то-то, все вы гордецы!..» и ответ Чацкого мо-нологом «И точно, начал свет глупеть...»). Так осуществ-ляется естественный переход с конфликта личного на конфликт общественный. Противостояние Чацкого и Фамусова достигает накала в монологе Фамусова «Вкус, батюшка, отменная манера...» и в ответе Чацкого: «А судьи кто?..» Этот монолог Чацкого подтверждает не-возможность примирения между героем и обществом. В третьем действии отчуждение Чацкого усиливается, его отношения с Софьей не улучшаются. Личный кон-фликт усложняется сплетней Софьи о сумасшествии Чацкого, и только в 13—14-м явлениях четвертого дей-ствия наступает развязка личной интриги. Обществен-ная же линия борьбы Чацкого с московским обществом так и не завершается ничем в пьесе. Финал «Горя от ума» остается открытым. «Комедия дает Чацкому «мильон терзаний» и оставляет, по-видимому, в том же положе-нии Фамусова и его братию, в каком они пребывали до этого, ничего не говоря о последствиях борьбы».
А.С. Грибоедов создает произведение, в котором за-является «энергический протест против гнусной российской действительности». Конфликт комедии А.С. Грибо-едова не просто необычен, он своеобразен, поскольку отражает внутренние противоречия, существовавшие в русском обществе в первой четверти XIX века. Наря-ду с ним в комедии присутствует любовная линия, игра-ющая важную роль: любовная драма Чацкого становит-ся выражением идейного одиночества героя. Таким образом, своеобразие конфликта этого, по словам А.А.Блока, «неразгаданного до конца» в произведении А.С. Грибоедова состоит в тесном взаимодействии общественной и личной линий, каждая из которых выглядит в пьесе нетрадиционно. А.С. Грибоедов переосмыслива-ет прежние образцы и создает новаторскую комедию, интерес к которой не пропадает с середины XIX века, когда Чацкий стал восприниматься как единственный положительный герой в русской драматургии.
Страница: 1 [ 2 ]