Грибоедов "Горе от ума" - сочинение "Фамусов и жизненная философия "отцов" в комедии А.С.Грибоедова"
Страница: 1 [ 2 ]общества – вопрос о службе. Все в этом кругу мечтают «достигнуть степеней известных», обеспечить себе безбедное существование. К людям, которым это удается, например к Скалозубу, Фамусов относится с одобрением. А Чацкий по его шкале ценностей – «пропащий» человек, заслуживающий только презрительного сожаления: ведь, обладая хорошими данными для успешной карьеры, он не служит. «Но захоти – так был бы деловой», - замечает Фамусов. Герой не видит ничего предосудительного в откровенном пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Фамусов хотел бы, как все «отцы», «и награжденья брать, и весело пожить». Использование служебного положения для Павла Афанасьевича стало «золотым» правилом:
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!…
Общественное мнение для Фамусова свято. Он боится огласки и с горечью восклицает: «Ах, боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов живет по законам лжи, лицемерия, подобострастия. Вот почему он, встречая Скалозуба, завидного жениха для Софьи, лебезит и суетится перед ним; желая угодить, теряет всякую важность.
Образ Фамусова воплощает особенности жизненного уклада самодержавно-крепостнической бюрократии – «отцов», охранителей существующих порядков. Старый мир в пьесе автор обличает, осуждает. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог, где он выступает яростным защитником «века покорности и страха», отживших порядков и представлений, вызывают гневную реакцию со стороны Чацкого. Именно главный герой выражает в пьесе авторскую позицию: необходима непримиримая борьба с безнравственной жизненной философией «отцов».
Страница: 1 [ 2 ]