Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "Столица и провинция в романе «Евгений Онегин»"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4о-настоящему интересует Пушкина. Татьяна растет в семье дичком, одиночкой, неласковой дочкой, погруженной в себя, в свои переживания, любознательная, пытливая, она старается впитать все окружающее и, не находя'ответа на свои вопросы у старших — матери, отца, няни, читает их в книгах, к которым она пристрастилась. В книгах, в романах она видела другую жизнь, более значительную, богатую событиями, других людей, более интересных. Главное свойство Татьяны — высокое душевное благородство. Татьяна наиболее близка к народной жизни с ее великолепными обычаями и нравами. Пушкин ценит в Татьяне именно ее близость к народу и любовь к крепостной няне. В начале сочинения мы говорили о важности народности для Пушкина. Поэтому наиболее близок автору образ Татьяны.
Говоря о столице и провинции, мы не имели права не затронуть тему народа. Пушкин был убежден, что народ с его неограниченными потенциальными возможностями может стать созидательной силой, которая так необходима России на данном переломном этапе. В роман введена только старушка, “дворовая” прислуга, няня Филипьевна и рассказана ее горькая судьба: замужество против воли в возрасте тринадцати лет, страх и одиночество в чужой семье. Замечательно, что, когда Пушкин говорит в “Евгении Онегине” о крепостных слугах, он всякий раз указывает хотя бы намеком на их тяжелую жизнь. Господа наслаждаются зрелищем блестящего балетного спектакля:
Еще амуры, черти, змеи
На сцене скачут и шумят...
И тут же Пушкин показывает и оборотную сторону картины:
Еще усталые лакеи
На шубах у подъезда спят...
Но в основном Пушкин изображает именно господ, а не слуг и крестьян. Необходимым фоном для изображения дворянской жизни служит русская природа. В первой и последней главах мы читаем чудесные, хотя и очень сжатые, лаконичные описания Петербурга, в седьмой главе мы подъезжаем к Москве, проезжаем мимо Петровского замка.
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины, люди,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
Великолепны описания деревенской русской природы. Пушкин описывает весну, рисует зимние и осенние пейзажи. Автор воочию показал, сколько прелести и поэтичности заключается в этих всем знакомых, родных, но недостаточно оцененных нами картинах.
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Пушкин, сумевший увидеть красоту в самом простом и обыкновенном, сумевший найти самые верные, самые поэтические слова для выражения этой красоты, восхищает нас.
Поэт показывает нам разнообразные картины русской жизни, развертывает перед нами судьбы разных людей, рисует характерные для эпохи типы представителей дворянского общества — словом, изображает действительность такой, какая она есть, во всей ее жизненной правде. Но если внимательно всмотреться в ту жизнь, которую рисует Пушкин, то поневоле мы должны прийти к определенным выводам: неправильно устроена та жизнь, которую так широко и богато развернул перед нами Пушкин! Счастливыми могут быть в ней только самодовольные пошляки, обыватели, посредственности, люди, стоящие на невысоком моральном и умственном уровне.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4