Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "В чем сходство и различие жизненной позиции автора и главного героя романа? (А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)"
Страница: 1 [ 2 ] 3дя по всему, выбирает первую: намеки на его изгнанничество звучат постоянно. Время от времени он напоминает читателю, что живет вдали от шумных столиц: сначала где-то в “Овидиевых краях”, затем —в имении, в глубине “собственно” России (здесь он бродит над озером, видит “творческие сны” и читает стихи не предмету страсти нежной, а старой няне да уткам). Позже мы узнаем, что Автор жил в Одессе, где и встретился вновь с Онегиным, путешествующим в тех краях:
Спустя три года, вслед за мною,
Скитаясь в той же стороне,
Онегин вспомнил обо мне.
(Очевидно, именно там Автор узнал от Онегина о Татьяне и о дуэли с Ленским.)
Автор постоянно вторгается в повествование (при том, что время и пространство, в которых он живет, не совпадают со временем и пространством, в которых действуют остальные герои). Он забалтывает читателя, увлекая его не только историей героев, но и своей собственной историей, полной приключений и интриг. Надо отметить, что его ирония распространяется не только на героев романа, но и на самого себя.
От главы к главе меняется не только настроение Автора, но и его отношение к главному герою, а также стиль общения с читателем. Если в начале романа Автор называет Онегина “добрый мой приятель”, то постепенно он отдаляется от него и даже заявляет:
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.
И даже несколько язвительно продолжает:
Как будто нам уж невозможно
Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом.
им образом, становится очевидным: Автор ни в коем случае не хочет, чтобы его идентифицировали с главным героем.
Когда в повествовании появляется Татьяна, Автор проникается к ней такой симпатией и даже любовью, что невольно (или осознанно) начинает смотреть на все происходящее ее глазами. Его идеалы становятся более патриархальными, национальными, “домашними”. Эти перемены скрыты под покровом все той же насмешливой интонации, в которой ведется разговор с читателем. “Серьезную” точку зрения на Евгения Онегина как на оппозиционера Автор передоверил глуповатым провинциальным помещикам, соседям Онегина по дядиному имению (где-то на северо-западе России, в семи днях езды “на своих” из Москвы, то есть в абсолютной глуши). Только они способны считать Евгения Онегина “опаснейшим” чудаком и даже “фармазоном”. Автор, а с ним, конечно, и читатель смотрят на него все более трезвым взглядом.
Последняя, восьмая, глава дает совершенно новый образ Автора, так же, как и новый образ Евгения Онегина. Автор и герой, разочарованные в “наслажденьях жизни” в начале романа, одновременно начинают новый виток судьбы — в его конце. Автор многое пережил, многое познал со времен “светского” периода своей жизни. Он обращается к истоку — лицейским дням, когда ему открылось таинство Поэзии. Этот путь незнаком и невозможен для Онегина, не обладающего талантом и даже не умеющего отличить “ямб от хорея”. Он так и не сумел найти себя ни в общественной жизни, ни в любви.
Автор прощается с Онегиным “в минуту злую для него”. Создается впечатление, что герой ему порядком надоел.
Страница: 1 [ 2 ] 3