Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "В плену ложной идеи (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)"
Страница: 1 [ 2 ]о действия.
Автор показывает, как «идея» Раскольникова постепенно становится его страстью. Она — настоящий идол его жизни, ею он живет, ради нее совершает свой страшный «эксперимент». Однако ложная идея не может служить основой по-настоящему значительной и цельной личности. Именно поэтому наступает внутренний раскол в душе героя. Эта «идея» порабощает его сознание, мешая ему отличить явь от бреда. Она разрушает все внутренние устои в его душе: прежде чем пролить кровь старухи-процентщицы, он не раз пролил ее мысленно. Таким образом, разрушение его души наступило намного раньше совершенного преступления. Взбунтовавшись против мирового порядка, герой отвергает веру в «божий промысел», а вместе с ним и совесть как предрассудок, «напущенный страх». По его мнению, для человека «необыкновенного» не существует нравственных преград, устоев. Они священны только для людей второго сорта, призванных быть покорными и терпеть.
Совершив задуманное, Раскольников не находит удовлетворения. Он вовсе не освобожден от терзаний рассудка и души. Он постепенно отстраняется от людей, от жизни, загоняя самого себя в тупик, из которого для него уже нет выхода. Протестуя против основ буржуазного общества, герой принимает философию этого общества. Его идеи, его теории порождены тем же буржуазным миром, против которого он восстает. Следовательно бунт его оказывается бесплодным и бесперспективным. Так терпят крушение все логические построения Родиона. Он не принял в расчет сопротивление человеческой натуры. И за это жестоко наказан. Но наказание для героя наступает даже не после преступления, а значительно раньше. Оно начинается еще с момента зарождения «безобразной мечты» и состоит в постоянной нравственной тревоге, в мучениях совести.
На примере Родиона Раскольникова Достоевский всесторонне показал губительное воздействие ложной, буржуазно-индивидуалистической идеи на сознание человека. Так общечеловеческая проблема, возмущение социальной несправедливостью получили извращенное, ложное решение, закономерно приведя к преступлению. Таким образом, «идея» оказалась таким же важным фактором формирования характера человека, как и привычная «среда».
Страница: 1 [ 2 ]