Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского «Преступление к наказание»"
Страница: 1 [ 2 ] 3х чувств: “...Мрачное ощущение мучительного, бесконечного... отчуждения вдруг сознательно сказались в душе его... Одно новое, непреодолимое ощущение овладевало им все более и более... это было какое-то бесконечное, почти физическое отвращение ко всему встречавшемуся и окружающему, упорное, злобное, ненавистное”. Раскольников 352
после совершения убийства прячет награбленное под “большим неотесанным камнем” не только потому, что боится обыска в своей квартире, но большею частью потому, что человек в нем не может воспользоваться плодами преступления. Душевное состояние Раскольникова совершенно отдаляет его от родных и близких: “...он стоял, как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него, как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли...”
В роман Ф. М. Достоевский вводит множество психологических двойников главного героя, рассуждения которых подобны теории Раскольникова. Вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать бесчеловечную мысль, показать ее несостоятельность. Двойниками Раскольникова в романе можно назвать студента в трактире, Петра Петровича Лужина, следователя Порфирия Петровича, Аркадия Ивановича Свидригайлова, Сонечку Мармеладову.
Студент в трактире выстроил ту же теорию, что и Раскольников. Он говорит своему собеседнику об убийстве никому не нужной старухи-процентщицы. Но студент не способен убить, он говорит это лишь “для справедливости”. Он может лишь рассуждать о том, как ничтожна жизнь старушонки и скольким людям будет легче жить после ее смерти.
Другой двойник, выведенный в романе, - Петр Петрович Лужин. На первый взгляд, кажется, что “экономическая идея” Лужина не имеет ничего общего с теорией Раскольникова, но в их основе лежит одна и та же мысль: один человек стоит над множеством людей, не подчиняясь общечеловеческим законам. Лужин, как и Раскольников, допускает, что можно переступать через других, но Родион может сделать это ради других, Лужин же - во имя личной выгоды.
Совсем другие отношения складываются у Раскольникова со Свидригайловым, который живет по принципу вседозволенности. Свидригайлов -самый мучительный для Раскольникова двойник. С помощью него Достоевский показывает, что идея главного героя ведет к духовному тупику, к духовной смерти личности, к нравственному падению человека.
Теории Раскольникова автором противопоставляется христианская любовь к людям и искупление своих и чужих грехов страданием. Идея веры в Бога и духовной чистоты пронизывает все произведение. “...Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы!..” - так писала Пульхерия Александровна своему сыну. Из этого письма мы узнаем, что представление о “творце и искупителе” главный герой получил еще в детстве, откуда можно сделать естественный вывод, что где-то в глубине души Раскольникова все же хранятся такие качества, как доброта и милосердие по отношению к людям. Не случайно автором вводятся в роман образы Сони, Дуни, Миколки.
Страница: 1 [ 2 ] 3