Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века."
Страница: 1 [ 2 ]ствие в историю – это ещё один ряд авторских лирических отступлений, которые
выражают отношение автора к русской истории и к Москве – святыни России, российской гордости: «Напрасно ждал Наполеон,
последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого кремля: нет, не пошла Москва моя к нему с
повинной головою. Не праздник, не приемный дар, она готовила пожар…»
Авторские описания быта и нравов общества того времени знакомят читателя со светским Петербургом, в салонах которого
собрано «блестящее» и «безличное» светское общество, которое в то же время является носителем утончённой культуры, и
Московским дворянством «более домашним», но глупым и ограниченным, и, наконец, обитателями помещичьих усадеб, в описании
которых прослеживается насмешливая интонация автора.
На страницах романа автор знакомит читателя с жизнью искусства того времени. Мы являемся непосредственными участниками
театральной жизни. Невозможно не представить себе летящую, «как пух от уст Эола» Истомину, «блистающего Фонвизина»,
«переимчивого Княжнина».
Через лирические отступления Пушкин выражает свой отношение к таким вечным и неизменным понятиям как дружба,
благородство, преданность, любовь. Поэт высоко ценит эти человеческие качества. Но жизнь сталкивала Пушкина не только с
лучшими проявлениями этих нравственных ценностей. Не случайно в романе появились такие строки: «Кого ж любить? Кому же
верить? Кто не изменит нам один?» В жизни поэта, как и в жизни его героев, встречались и такие «друзья», от которых
«спаси нас, Боже».
Неразрывна связь автора и читателя. Пушкин постоянно поддерживает связь с читателем: поэт делится с нами размышлениями
о жизни, которые тоже представляют собой лирические отступления: «но грустно думать, что напрасно была нам молодость
дана…» Пушкин тревожится будущим своим и своего творения: «быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной».
Лирические отступления сыграли немаловажную роль в построение романа, они дали возможность раздвинуть границы
произведения, отразить в романе русскую жизнь во всех её проявлениях, позволили объединить текст романа в единое целое.
Создавая роман, Пушкин вместе со своими героями взрослел, ценой потерь и душевных терзаний, поднимался на более высокую
ступень духовного развития.
Страница: 1 [ 2 ]