Пушкин "Евгений Онегин" - сочинение "Евгений Онегин"
Страница: 1 2 [ 3 ]ин не просто охватывает взглядом разные слои русского общества, но глубоко проникает в них, погружая читателя в неповторимый мир национальной стихии.
Конечно, широта охвата национальной жизни не могла быть полной и без сыновнего чувства поэта к родной природе:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года ....
Может быть, именно эти особенности пушкинского романа имел в виду Белинский, когда говорил, что "Евгений Онегин" - в высшей степени народное произведение", что это "первое истинно национальное русское произведение". Конечно, и чувство родной природы, и стихия русского языка, и природа русского человека с его неудовлетворенностью - все это вместе складывается в единое понятие национальной стихии. И все-таки главное в самом понятии народность, когда мы размышляем над "Евгением Онегиным", - это ясное осознание отличия народности от простонародности. Именно поэтому Белинский был готов услышать, что многие удивятся его мысли о народности пушкинского романа. В эпоху Белинского еще господствовало странное мнение, "будто бы русский во фраке или русская в корсете уже не русские и что русский дух дает себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста". Отстаивая свое утверждение, Белинский ссылается и на Гоголя, считавшего, что "истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа".
Безусловно, пленительными, естественными и в высшей степени поэтическими являются в "Евгении Онегине" и сцены Татьяны с няней, которую поэт, конечно же, списал с Арины Родионовны, и описание дворового мальчика с Жучкой в коляске, и знаменитая "Песня девушек", которую должны петь крестьянки, чтобы не есть господской ягоды. Но народность романа не в этих превосходных сценах, или, во всяком случае не только в них, но прежде всего в изображении мыслящего человека и его среды.
В том-то и состояла гениальная "находка" поэта, что героем своего произведения он сделал не купеческого сынка и не потенциального бунтаря типа Чацкого, а светского человека, в котором автора привлекали типично русские черты: "мечтам невольная преданность, не подражательная странность и резкий охлажденный ум". Только такой герой и мог держать автора в плену все долгие годы работы над романом. И, конечно, Татьяна Ларина, "русская душою", "милый идеал" Пушкина. Показательно, однако, что и Татьяна, как Онегин, не сливается со средой скотининых, пустяковых и прочих соседей, ещё ярче оттеняющих самобытность любимой героини Пушкина.
"Собранье пестрых глав", как насмешливо писал сам автор о своем романе, стало первым истинно национальным русским романом, "в котором отразился век и современный человек изображен довольно верно".
Страница: 1 2 [ 3 ]