"Гражданское звучание лирики М. Ю. Лермонтова"
Страница: [ 1 ] 2
Стихи М. Ю. Лермонтова известный литератор В. Ходасевич назвал “...поэзией страдающей совести”. Совесть поэта чутко реагировала на все проявления несправедливости в русском обществе. Со всей строгостью “судьи и гражданина” Лермонтов оценивал события современной ему действительности. Тревожная неудовлетворенность настоящим, мечта о лучшем будущем, жажда гармоничного человеческого бытия - все это сливалось в бурный поток его лирики.
Мысли о родине неизбежно рождали у поэта и надежды на ее свободу. Так, в стихотворении “Прекрасны вы, поля земли родной” он пишет:
Степь раскинулась лиловой пеленой,
И так она свежа, и так родна с душой,
Как будто создана лишь для свободы.
Пристально вглядывался поэт в жизнь крестьянской России. Он вспоминает села “в утренней дымке”, “кучи хижин небольших”, “балалайки звук народный”. Этим же чувством отечества дышат его стихи “Солнце”, “Два брата”, “Романс” и многие другие.
Слова “Там стонет человек от рабства и цепей...” из стихотворения “Жалобы турка” относятся прежде всего к положению простых людей в крепостной России. Эти же мотивы в стихотворении “Монолог”. Основная его мысль - невозможность в современной жизни найти применение лучшим человеческим качествам.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Ради свободы народа поэт готов пожертвовать даже своей жизнью:
За дело общее, быть может, я паду.
Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу...
Именно в этом видел Лермонтов смысл своей жизни, долг гражданина и поэта.
В его лирике часто звучат ноты одиночества, разочарования и обреченности. Это не случайно: расцвет его творчества приходится на период “мрачного десятилетия”. “Все, что было тогда в России благородного и великодушного, томилось в рудниках или Сибири”, - справедливо заметил Герцен. В условиях жестокого террора подобные настроения были вполне естественны. Одиноким чувствует себя парус, белеющий далеко в море, дубовый листок, оторвавшийся “от ветки родимой”, и сосна, растущая на “севере диком”...
Темницей называет поэт николаевскую Россию. “Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня”, - восклицает он в стихотворении “Узник”.
Стихотворение “Прощай, немытая Россия” перекликается с пушкинским “Свободы сеятель пустынный”, где автор тоже говорит о том, что народ привык к ярму и бичу и пока остается глухим к голосам, требующим для него свободы. Рабское положение приучило его покоряться силе. Лирический герой Лермонтова в тяжкий час бросает в лицо любимой Родины горький упрек:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, послушный ей народ.
Но этот “упрек” всего лишь форма выражения тревоги поэта за свое отечество, а не презрительный разрыв с ним. Обращаться к родине “на ты”, как подтверждает история, право великих художников, а вовсе не проявление грубости и желчи. Такие обращения можно встретить почти у всех великих русских поэтов.
В стихотворении “30 июля - Париж” Лермонтов, выражая сочувствие революции, пишет: “Есть суд земной и для царей”.
Страница: [ 1 ] 2