Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Идейная борьба на страницах романа "Преступление и наказание""
Страница: 1 [ 2 ] 3еньшей мере преступники. Действительно, в науке, искусстве, политике каждый незаурядный человек переступает через сложившиеся нормы. Именно за этими людьми будущее, они “двигают мир и ведут к цели”. Раскольников считает, что во имя своей идеи, во имя лучшего они имеют моральное право на преступление, на кровь, на убийства. Естественно, что герой вынужден сам задуматься над вопросом: а кто я? “Тварь я дрожащая или право имею?” Жизнь поставила Раскольникова перед необходимостью твердо сказать “да” или отречься от своей преступной идеи. Здесь и письмо матери, и страшные уличные сцены, и рассказ о Соне.
За Словом идет Дело — убийство старухи. Кроме ростовщицы, убитой “по плану”, Раскольников убивает — “случайно” — Лизавету. “Случайно” его вину берет на себя Миколка — еще одна едва не загубленная жизнь. “Случайно” из-за преступления сына сходит с ума и умирает мать героя. Раскольников — матереубийца. Невольный? Конечно. По чувству — невольный. А по “теории двух разрядов”? И не ведала мать, что, читая статьи Роди, приговор она себе читала смертный.
В довершение ко всему жизнь сталкивает Раскольникова с ненавистными ему людьми — Лужиным и Свидригайловым. А по лужинской теории “людей можно резать”, но и по теории Раскольникова тоже. Оказывается, что Лужин и Раскольников — одного поля ягоды. Теория Лужина освобождает человека от ложной идеи любви к другим людям, от сознания долга личности перед обществом. Отбросив всякую мораль, она провозглашает, что единственная обязанность человека — это забота о “личном интересе”, который должен стать гарантией “всеобщего преуспеяния”. Ненавистен и гадок Лужин читателям, а Раскольников как бы уже не имеет морального права презирать Лужина? И сам герой понимает это! Раскольников пытается обмануть самого себя, найти в ужасной своей теории правую сторону — “хотел добра людям”. Ради добра убивает Родион Лизавету! А подвернись на месте Лизаветы Соня, мать, сестра? Убил бы? И вот уже трескается монолитная его теория. За помощью обращается Раскольников к Соне, но “слабень-
кая” и “немудрая” Соня не понимает его “высокой идеи”, опровергает ее. Именно Соня станет спасением для души Родиона. Она разрушает, уничтожает неопределенность и смятение его духа. Не случайно, что в день воскрешения убитой души Родиона звучит тема солнца, которое, казалось, погасло для него навсегда. Вместо ночных кошмаров — весеннее утро. Вместо гроба — “облитая солнцем необозримая степь”.
Достоевский не показывает нравственного воскрешения Раскольникова, потому что роман не о том. Задача писателя состояла в том, чтобы показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной и преступной может быть эта идея. Поэтому жизнь по теории строить нельзя. “Живой процесс жизни” всегда опровергает идею, теорию; логика жизни всегда победит. Опровергнута “живым процессом жизни” и идея Раскольникова: “Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое”. Таким образом, в эпилоге линия событийной борьбы доведена до развязки, отношения Раскольникова с каторжными дошли до возможности трагического конца, идея Раскольникова о праве сильной личности на преступление против нравственных норм жизни оказалась абсурдной.
Страница: 1 [ 2 ] 3