Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Автор и герой в романе Ф. М. Достоевского"
Страница: 1 2 [ 3 ] 4Раскольникова, она помогла понять герою всю ошибочность и чудовищную бесчеловечность его идеи, “А жить-то, жить как будешь?.. Ну как же без человека-то прожить?” — от этих простых, но глубоких слов рассыпалась безбожная и античеловечная теория Родиона Раскольникова. Всей своей жизнью, смирением, состраданием, а главное — любовью, Соня приводит к раскаянию, к пониманию истинных ценностей бытия.
Несостоятельность идеи Раскольникова Достоевский подчеркивает также, вводя образ Порфирия Петровича, являющегося своеобразным двойником Родиона Романовича. Дело в том, что следователь, “переболевший” этой же “болезнью” в молодости, сейчас “с высоты спокойствия величавого” “излечивает” и направляет на путь истинный молодого и бунтующего Раскольникова.
Достоевский вкладывает в уста Порфирия Петровича собственные мысли, использует его, чтобы “загнать в угол” главного героя, умно, иронично высмеять его философию. Следователь с насмешкой спрашивает, как же отличить “необыкновенных” от “обыкновенных”? И что будет, если перепутают люди свою принадлежность и начнут “устранять все препятствия”? Но ответ на этот вопрос, поставленный в середине романа, будет дан только в эпилоге романа, в символическом сне романа. Пока автор с помощью своего героя (следователя) расставляет сети, чтобы доказать очевидность заблуждений Раскольникова.
Еще один альтернативный путь последователя теории вседозволенности Достоевский показывает на примере Аркадия Ивановича Свидригай-лова, который может завести в тупик.
Свидригайлов, зная, кто убил старуху-процентщицу, говорит Расколь-никову: “Мы с вами одного поля ягоды”. Ведь Сзидригайлов тоже считает, “что единичное злодейство позволительно, если конечная цель хороша”. Разница между героями состоит в том, что Раскольников способен осознавать свое заблуждение, поскольку в глубине души его всегда жили ясные представления о добре и зле, которые лишь померкли от безысходности положения. Свидригайлова же автор представляет читателю как человека, совершившего массу преступлений из-за испорченности собственной натуры. Он не верит в милосердие, справедливость и порядочность, не видит разницы между честью и бесчестием, между добром и злом. Негативное отношение Достоевского к Аркадию Ивановичу передается и Рас-кольникову. Свидригайлов ненавистен Родиону, так как своими преследованиями оскорбил его сестру Дуню. Для главного героя Аркадий Иванович становится символом насилия, притеснения слабых.
Достоевский, как в кривом зеркале, отражает идеал “сильной личности” в Свидригайлове, уверенном в том, что ему позволено все: насилие, убийство, разврат. В образе этого героя видится воплощение “идеи” Раскольникова в ее законченном виде: с утверждением права на кровь, с циничным отношением ко всем и всему, воинствующим эгоизмом и оправданием любой подлости правом сильного. Уродство поведения Свидригайлова наглядно демонстрирует тот финал, к которому приходит каждый, кто исповедует поклонение порочной воле.
Итак, подводя итог, можно сказать, что в образе своего главного героя автор казнит отрицание самоценности человеческой личности и всем содержанием романа показывает, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны.
Страница: 1 2 [ 3 ] 4