Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "СМЫСЛ ЗАГЛАВИЯ РОМАНА Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”"
Страница: 1 [ 2 ] 3бя и
определенную систему ценностей. А это
значит, что он разрешает себе все и
постепенно начинает терять все лучшие
качества, попирая общепринятые моральные
нормы. Ф. М. Достоевский не сомневается: это
преступление не только его героя, но и
многих людей этой эпохи. “Деизм дал нам
Христа, то есть до того высокое
представление человека, что его понять
нельзя без благоговения, и нельзя не верить,
что это идеал человечества вековечный. А
что дали нам атеисты?” — спрашивает Россию
Ф. М. Достоевский и сам отвечает: теории,
которые порождают преступление, потому что
атеизм неизбежно приводит к потере
нравственного идеала, Бога в человеке.
К атеизму
может прийти лишь человек, живущий разумом.
Раскольников — студент, сознательно
оградивший себя от нормальной жизни, от
людей, и в его комнате-могиле все
способствует приглушению чувств и
лихорадочной работе мысли. Следовательно,
по мнению Достоевского, разумная жизнь
человека должна быть подчинена чувству,
иначе обществу не избежать преступлений.
Ф. М.
Достоевский не сомневается, что
современные преступления есть следствие
неправильной жизни людей. В мире царствует
зло, ненависть, люди унижены, их чувства
втаптываются в грязь. Как же бороться с
преступлениями? Ни в коем случае не
насилием! Зло всегда будет порождать зло, а
потому необходимо искать нравственные пути
изменения человека.
Что же
тогда для Достоевского наказание? По мнению
писателя, юридическое наказание, такое, как
оно осуществляется в обществе, не имеет
смысла. Само по себе оно может лишь вызвать
чувство еще большей озлобленности.
Наказанием для героев Ф. М. Достоевского
становятся муки совести, ощущение
постоянного нравственного
неудовлетворения своим поступком. Человек
приходит к очищению только тогда, когда он
вновь обретает Бога и становится человеком,
осознающим, что есть нравственный идеал.
Это возможно только в том случае, когда
преступник находит в себе силы для общения
с человеком, который может этот
нравственный идеал явить. Для
Раскольникова таким человеком становится
Соня.
Но самое
страшное наказание для человека состоит в
том, что он утрачивает возможность быть с
людьми. Совершив убийство, которое
полностью должно было быть оправданным “теорией”,
Раскольников чувствует себя отделенным от
матери, сестры, не может найти в себе силы
общаться с ними на равных. Почему? Дело в том,
что сам Раскольников осознает
себя преступником, человеком, который не
имеет больше права на нормальную жизнь. Но
это порождает еще одно преступление:
Раскольников фактически убивает свою мать.
Преступление никогда не совершается лишь
однажды, оно всегда влечет за собой новые
преступления. Не случайно, задумав одно
убийство, Раскольников сразу совершает два.
Точнее, даже три: он “вынужден” убить
беременную Лизавету.
Может ли
преступник вернуться к нормальной жизни? И
да, и нет. Может, если пройдет через долгие
физические и нравственные страдания, еслисможет отказаться от тех “теорий”, которые
сам для себя создал.
Страница: 1 [ 2 ] 3