Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "“Я СЕБЯ УБИЛ...” (по роману Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”)"
Страница: 1 [ 2 ] 3еладовой: “Не для того, чтобы матери
помочь, я убил — вздор! Не для того я убил,
чтобы, получив средства и власть, сделаться
благодетелем человечества. Вздор! Я просто
убил; для себя убил, для себя одного; а там
стал бы я чьим-нибудь благодетелем или всю
жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из
всех живые соки высасывал, мне в ту минуту
все равно должно было быть!”
Жизнь
ставила героев романа в такие тупики, когда,
с точки зрения Раскольникова,
безнравственным становится самое
неукоснительное соблюдение нравственности.
Любимая сестра Раскольникова Дуня готова
выйти замуж не по любви за циничного дельца
Лужина с тем, чтобы помочь брату закончить
университет. Не пойди Сонечка Мармеладова
на панель — умерли бы с голоду ее домочадцы.
Но
преступление Раскольникова — не выход из
тупика, а еще больший тупик. Родиона было по-человечески
просто жаль, если бы он из-за страха
разоблачения не воспользовался
награбленным, затаился и жил по-прежнему
тихо. Но ведь, совершив убийство,
Раскольников поставил себя в
противоестественное положение к
окружающим людям. Он вынужден постоянно, на
каждом шагу лгать себе и другим, и эта ложь,
эта “игра” иссушают, опустошают душу героя.
Преступлением Раскольников отрезал себя от
людей, фактически он не старуху и ее сестру,
а себя убил.
Раскольникова
постоянно тянет к людям, а те не понимают
его, принимают за сумасшедшего. И только
Сонечка Мармеладова оказалась
способна понять и почувствовать
Раскольникова, сопереживать ему: “...он
вдруг поднял голову и пристально поглядел
на нее; но он встретил на себе беспокойный и
до муки заботливый взгляд ее; тут была
любовь; ненависть его исчезла, как призрак”.
В классе мы
часто спорили: как мог Раскольников
полюбить, мягко говоря, проститутку и, в
свою очередь, что толкнуло Соню на любовь к
убийце? Конечно, я склоняюсь к точке зрения,
и уже доказал выше, что и проституция Сони, и
убийства Раскольникова были вынужденными,
лишь способами спасения себя или близких от
голодной смерти.
И я рад, что
Достоевский показывает читателям, как их
обоих очищает взаимное чувство, возрождает
к жизни любовь. Именно желание примкнуть к
людям, глотнуть живой воды из чистого
духовного источника толкнуло
Раскольникова к Соне: “Нет, мне не слез ее
надобно было... Надо было хоть обо что-нибудь
зацепиться, помедлить, на человека
посмотреть!” Тоска по человеку заставляет
Раскольникова принять от Сонечки “простонародный
крестик”. Простонародность тут не случайна.
В своем бунте герой преступен перед
законами божескими и человеческими,
которые живут в народе в виде изначальных
основ христианской нравственности. Судить
Раскольникова по совести может только
Сонечка Мармеладо-ва. Это суд любовью,
состраданием и человеческой чуткостью. С
образом Сонечки, на мой взгляд, связана идея
Достоевского о том, что мир спасет братское
единение между людьми во имя Христово и что
основу этого единения нужно искать не вобществе “сильных мира сего”, а в глубинах
народной России.
Страница: 1 [ 2 ] 3