Достоевский "Преступление и наказание" - сочинение "Смерть Мармеладова"
Страница: 1 2 [ 3 ]то, как она сложится, определя-ется перед смертью. Если человек умирает с грехом на душе, то последующая жизнь его сложится неудачно, за свои земные проступки он будет терпеть муки и лишения. Но Мармеладову не дают даже умереть, исповедаться спокойно, обрекают его на вечные страдания. Мы видим, что толпа пренебрегает не только неоспоримым правом человека на спокойную смерть, но религия для людей ничего не значит. Общество находится в процессе морального разложения; нет никаких ценностей, лишь личный интерес. Мармеладов вынужден умирать страшной смертью: его терзают тяжкие муки, душа не находит успокоения, он чувствует свою вину перед семьёй. "Босенькая! Босенькая!" - бормочет он. В этих словах звучит отчаяние: Мармеладов понимает, что именно он виноват в бедственном положении семьи, но уже ничего не может сделать. Поэтому он повинуется крикам жены, с помощью которых она пытается скрыть внутреннее волнение. Она не желает простить мужа даже перед смертью, но такое её поведение объясняется полуобморочным состоянием Катерины Ивановны. Кроме того, она очень горда и не желает, чтобы её муж исповедовался в своих грехах перед бездушной толпой, она стремится сохранить его честь, не дать повода для сплетен. Катерина Ивановна, как и все, эгоистична: она не может отказать себе в удовольствии говорить с хозяйкой квартиры высокомерным тоном даже в такой трагичный момент. Но Катерина отличается от всех остальных силой характера, верой в религию: она вместе с детьми начинает молиться. Но она обращается к своему Богу, Это говорит о том, что она любит мужа, вера для неё - последняя надежда, и тлеющий огарок, освещающий всю сцену, - символ этой надежды.
Дочь Мармеладова, Соня, появилась незадолго до смерти её отца, но всё время стояла в дверях. Такое поведение объясняется тем, что она, как и Катерина Ивановна, любит отца. Её появление рядом в столь неподходящем одеянии породило бы грязные сплетни не только о ней, но и об отце. Она, дочь, вынуждена смиренно ожидать очереди, чтобы проститься с отцом. Когда Мармеладов узнал её и прокричал: "ПРОСТИ!", то "сорвался и грохнулся с дивана, прямо лицом наземь". Это говорит о безысходности его положения, невозможности что-либо сделать, чтобы искупить свою вину перед дочерью. Мармеладов умирает "в её руках", т.е. вся дальнейшая судьба его была в "руках" Сони, которая простила его и облегчила его будущие страдания, как делала это на земле.
Смерть Мармеладова - трагедия не отдельно взятой семьи, но и всего общества в целом, потому что "Мармеладовых" огромное количество. На примере этой смерти мы видим положение большинства бедных людей Петербурга.
Страница: 1 2 [ 3 ]