"Созревание художественного таланта Толстого"
Страница: 1 [ 2 ]
т укором перед чуткой совестью Толстого. В 40х годах попытки его исправить социальное зло крепостнических отношений, как мы знаем из «Утра помещика», не увенчались успехом. Теперь, в 50х годах, Толстой делает более зрелые попытки разрешить проблему взаимоотношений «мужика и барина». Он задумывается над проектом освобождения крестьян от крепостного права. Он ищет новых форм приближения помещика к народу и приходит к убеждению, что одним из способов отплатить народу за те социальные привилегии, которыми пользуется помещик, является просвещение народа. Дело просвещения народа кажется ему теперь «главной» задачей его жизни, его долгом. Эту задачу Толстой и решает осуществить.
В 1859 г. Толстой начинает работать в своей яснополянской школе в качестве народного учителя. Практическая работа поставила перед ним ряд педагогических вопросов, и он снова направляется за границу, чтобы внимательно изучить состояние школьного дела на Западе, побеседовать с. крупнейшими педагогами Европы. Однако постановка педагогической работы на Западе не удовлетворила Толстого, и он вернулся в Россию, с тем чтобы сделать все иначе, по-своему. Вернувшись в Ясную Поляну, он с увлечением отдаётся педагогической работе.
Занятый школой, изданием журнала «Ясная Поляна», общественной работой и сельским хозяйством, Толстой совершенно охладевает в это время к художественной литературе. Однако вскоре всё изменилось.
Литература для Толстого была делом всей жизни, в которое он вкладывал всю свою душу. Только при таком отношении к литературе и возможна, с точки зрения Толстого, деятельность писателя. «Художественное произведение есть плод любви»,— заявил он. Сам он работал страстно, с волнением, с увлечением. В 1864 г. Толстой записывает в дневнике: «Нынче поутру около часа диктовал Тане, хорошо, спокойно, без волнения, а без волнения наше писательское дело нейдёт».
Сохранилось много высказываний Толстого, характеризующих его взгляды на творческий процесс и на художественное произведение. Вот некоторые из этих высказываний:
«Страшное дело — это забота о совершенстве формы. Недаром она… надо заострить художественное произведение, чтобы оно проникло. Заострить и значит сделать его совершенно художественно».
«Как золото добывается промыванием, так и хорошие, хорошо выраженные мысли».
«Простота — необходимое условие прекрасного».
«От сокращения изложение всегда выигрывает. Если читатель услышит болтовню, то он не относится со вниманием». «Лучше не договорить, чем переговорить».
«Надо навсегда отбросить мысль писать без поправок. Три, четыре раза это ещё мало».
«Надо, главное, не торопиться писать, не скучать поправлять, переделывать десять, двадцать раз одно и то же».
Страница: 1 [ 2 ]