"Москва в творчестве А. С. Грибоедова и Л. Н. Толстого"
Страница: 1 [ 2 ] 3
дии к Москве, каждый воспринимает ее в меру своего кругозора. Когда Фамусов говорит о том, что едва ли сыщется другая Москва, то Скалозуб глубокомысленно добавляет: \"По моему суждению, пожар способствовал ей много к украшенью\". Это слова не только дремучего глупца, но и человека, у которого нет ничего святого, нет никаких патриотических чувств. Они о Москве говорит как о \"дистанции огромного размера\".
Чйцкий, вернувшись в Москву, видит, что она не изменилась, он говорит Софье: \"Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два, тот сватался - успел, а тот дал промах, все тот же толк, и те ж стихи в альбомах\". Это не ненависть к Москве, а грусть о застывшем образе жизни, время идет, но ничего не меняется, фамусов, ярый реакционер, и то с насмешкой говорит: \"Французские романсы вам поют и верхние выводят нотки, к военным людям так и льнут, а потому, что патриотки. Решительно скажу: едва другая сыщется столица, как Москва\".
Любя Москву, Грибоедов сумел донести до нас облик ее с такой силой, что сейчас, спустя столько лет, думаешь, что это было вчера. Перемены огромные, но суть осталась почти без изменений.
У Толстого Москва изображена несколько по-другому. Петербург, с его блеском и аристократическими салонами, - это центр культурной жизни, а Москва дана на втором плане. Пьера высылают в Москву за кутежи и \"шалости с медведем\", он попадает в более спокойную обстановку, дворянство живет слухами из Петербурга, Москва живет размеренной жизнью хлебосольных дворян. Получив известие о поражении в Аустерлицком сражении, Москва пришла в недоумение, потому что плохо была осведомлена о причинах поражения, но тем не менее московское дворянство устраивает пышный банкет в честь Багратиона, не подозревая, что пройдет еще немного времени и
Кутузов примет решение о сдаче Москвы французам. Князь Василий Курагин, этот лицемер, обвинит Кутузова во всех смертных грехах, представляя его чуть ли не изменником России. В Петербург приходит известие о пожаре Москвы, жители которой бежали в дальние губернии, многие добровольцами записались в ополчение. Тогда Пьер принимает решение убить Наполеона и попадает в плен. Наташа
Ростова отдает подводы раненым, вся Москва слилась с народом в едином патриотическом порыве. Страшное известие о Бородинском сражении, о русских потерях убитыми и ранеными, а еще более страшная новость о потере Москвы всколыхнули всю Россию.
Французы обвиняют русских в поджоге, Пьера чуть не казнили вместе с другими несчастными \"поджигателями\", мародеры Наполеона грабят Москву, вывозя все самое ценное. Этим они занимались и раньше в других странах. Москва, наполненная провиантом, оружием, снарядами и несметными богатствами, оказалась в руках Наполеона. Отсутствие жителей и депутаций, пожар Москвы не смущают Наполеона, он упивается своей \"победой\", допуская самую страшную ошибку в своей жизни - моральное разложение армии. Толстой показывает нравственный облик Москвы.
Страница: 1 [ 2 ] 3