"Лев Толстой, жизненный путь"
Страница: 1 [ 2 ] 3
теля и художника ставит Толстого в самые разные положения, пробуждая в нем ненасытную жажду познаний, открытий. После неудачи с романом \"Семейное счастье\" Толстой оставляет литературную деятельность и с увлечением отдается педагогическим занятиям. Дважды совершает он путешествие по странам Европы для того, чтобы, как говорил он, дать отчет не только самому себе, но и педагогическому миру о непригодности существующей системы образования. Он самостоятельно \"ищет разрешения вопросов о будущности человека и лучших путях образования\" .
В этих целях Толстой открывает для детей яснополянских крестьян школу, издает педагогический журнал \"Ясная Поляна\", пропагандирует в нем идеи свободного воспитания Истинный же смысл всей этой работы заключался, по мысли Толстого, в том, чтобы спасти в народе Ломоносовых и Пушкиных, которые \"кишат в каждой школе\".
Частое общение с детьми, желание дать образование народу во многом обусловили разрыв Толстого с идеологами дворянства. Все более определеннее в его публицистических статьях и выступлениях становится взгляд на общественную жизнь с позиций трудового народа. Толстой выступает против завоеваний цивилизации, потому что ее благами пользу ются богатые (\"Прогресс и определение образования\"). Так называемый общественный прогресс находится, по мысли Толстого, в резком противоречии с извечным стремлением людей к равенству. Сторонники прогресса с презрением относятся к простым людям по той причине, что последние не в состоянии приобщиться к науке и искусству. В конфликте между бедностью и богатством Толстой выбирает сторону народа.
В художественных произведениях, написанных Толстым в это время, усиливаются элементы обличения (\"Казаки\", \"Поликушка\", первая редакцкия \"Холстомера\"). Внутренней лжи и уродству жизни привилегированных классов Толстой противопоставляет жизнь трудового народа как наиболее правильную, не противоречащую здравому смыслу. Если в \"Холстомере\" и \"Поликушке\" он протестует против права собственности на людей и на землю, то в \"Казаках\" уже намечается отход писателя от своего класса.
\"Понятие мое, — говорит Холстомер, — не имеет никакого другого основания, как низкий и животный людской инстинкт, называемый ими чувством или правом собственности\". \"В лестнице живых существ\" люди, составляющие собственность, то есть крепостные, сильнее, здоровее и выше тех, кто ими владеет.
Попытка аристократа Оленина (\"Казаки\") порвать с привычными для него условиями господской жизни и слиться с людьми, далекими от цивилизации, объясняется его неудовлетворенностью, душевным разладом с окружающей действительностью.
Толстой в этих повестях не делает революционных выводов. Он стоит на точке зрения защиты \"вечных\" истин морали. Но сама постановка вопроса о несправедливости общественной жизни заставляла думать читателя о путях ее переустройства.
Страница: 1 [ 2 ] 3