Школьные сочинения по литературе




Статистика

Всего авторов - 394
Всего произведений - 2114
Всего сочинений - 12553


> Главная Сочинение "Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна"

"Своеобразие темы любви в прозе А. И. Куприна"

Куприн - все сочинения

Страница: [ 1 ]  2  

И сердце вновь горит и любит — оттого,
Что не любить оно не может.
А. С. Пушкин
Творчество Александра Ивановича Куприна тесно связано с традициями русского реализма. В своем творчестве писатель опирался на достижения трех своих кумиров: Пушкина, Льва Толстого, Чехова. Главное направление творческого поиска Куприна выражено в следующей фразе: \"Нужно писать не о том, как люди обнищали духом и опошлели, а о торжестве человека, о силе и власти его\".
Тематика произведений этого писателя чрезвычайно разнообразна. Но есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно и благоговейно, да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.
Подлинной силой человека, способной противостоять опошляющему действию лжецивилизации, для Куприна всегда была самоотверженная и чистая любовь. В одной из работ писатель называет три проявления любви: овеянной \"нежным целомудренным благоуханием\", \"могучий призыв тела\" и \"роскошные сады, где растут таинственные, наглые грибы\". Куприн не отрицает возможность существования ни одной из форм, но подчеркивает ничтожность и презренность \"всех усилий опутать ее (любовь) цепями условности\". Однако художник не прекращает поиска гармоничного чувства. На этом пути и была создана повесть \"Суламифь\".
Писатель блистательно воспевает духовное единение влюбленных, которое так велико, что каждый готов на самопожертвование ради другого. Поэтому умудренный, все познавший Соломон и юная пастушка Суламифь одинаково велики. Им, способным на столь редкое и гармоничное чувство, дарится возможность нравственного возвышения.
Свой идеал любви Куприн искал в современной ему жизни, однако писатель так и не увидел торжествующей любви, \"крепкой, яко смерть\". Даже Олеся из одноименной повести, принесшая себя в жертву во имя своего чувства к Ивану Тимофеевичу, не смогла пробудить в нем высокое духовное начало. А сила любви для самого Куприна состояла именно в преображении души. Трагедия Олеси в том, что она полюбила человека \"доброго, но только слабого\".
От любви не утаишь ничего: либо она высвечивает истинное благородство души человеческой, либо пороки и низменные желания. Писатель как бы проверяет своих героев, посылая им чувство любви. Словами одного из героев Куприн выражает свою точку зрения: \"Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться\". Для писателя она — дар божий, доступный не каждому. Любовь имеет свои вершины, которые способны осилить единицы из миллиона. Конкретным примером служит Желтков из повести \"Гранатовый браслет\". Образ Желткова раскрыт в наивысшей точке внутреннего подъема. Однако этому состоянию предшествовало внутреннее развитие: сначала были письма с настойчивым желанием свиданий, поиски взгляда Веры Шейной на балах и в театре, а затем — молчаливое \"преклонение\", но и уверенность, что \"семь лет безнадежной вежливой любви дают право\" хоть раз в году напоминать о себе.


Страница: [ 1 ]  2  






© Школьные сочинения по литературе      
Hosted by uCoz